Мечты, конфликты, корабли и чердаки

«Артгид» продолжает серию публикаций, посвященных Венецианской биеннале. В новом выпуске — обзор самых необычных павильонов за историю выставки.

Павильон Португалии на 55-й Венецианской биеннале. 2013. Фото: Luis Vasconcelos

Венецианская биеннале существует с 1895 года, и сады Джардини — основное место проведения выставки — с начала ХХ века стали застраиваться (и застраивались вплоть до 1995 года) национальными павильонами для представления культурных достижений той или иной страны. Павильоны строили ведущие архитекторы своего времени, так что Джардини с годами превратился еще и в пеструю архитектурную энциклопедию: так, здание Павильона России, построенное по проекту Алексея Щусева и открытое в 1914 году, было выполнено в модном тогда псевдорусском стиле, а соседнее с ним здание павильона Южной Кореи архитекторов Сеок Чхул Кима и Франко Манкузо является образцом футуристического минимализма в версии 1995 года. Каждый павильон официально считается территорией того государства, которое он представляет, и подведомственно соответствующим официальным структурам — это, кстати, является причиной бедственного состояния некоторых зданий в периоды, когда их страны переживают тяжелые времена. Так, в 1990-е Павильон России пребывал в аварийном состоянии, и его тогдашние комиссары и кураторы сами залезали на крышу с метлой и скидывали вниз грязь и прошлогодние листья. Виз для входа на эти зарубежные территории не нужно, и сегодня любой искусствовед, занимающийся современным искусством, может с закрытыми глазами проложить себе маршрут по Джардини от японского к британскому или от немецкого к американскому «художественным посольствам», памятуя каждый поворот и каждую урну и лавочку на пути: в садах мало что меняется.

Однако многое меняется вокруг. В биеннале принимают участие все новые страны (в этом году общее количество стран-участниц достигло 89), и собственных павильонов в Джардини у них нет — поэтому они устраивают временные павильоны, снимая выставочные площади по всей Венеции. Павильон, к примеру, Ирака может обнаружиться в какой-нибудь щели в Дорсодуро, а Павильон Украины — в одном из палаццо на Гранд-канале. Но важно другое. Венецианская биеннале на сегодняшний день — единственная, на которой есть столь масштабные национальные представительства, сопровождающие основную выставку. Ей это прощается в силу традиции и почтенного возраста; прочие ведущие биеннале мира выставляют только художников разных стран вперемешку в рамках одного или нескольких кураторских проектов. Географическая привязка выглядит до нелепости устаревшей по отношению к искусству, которое полностью интернационально и наднационально, причем это не просто свойство его языка и методов репрезентации, а один из главных пунктов его идеологии (который, кстати, в последнее десятилетие все чаще становится предметом обсуждения). Сам термин «современное искусство» предполагает самоидентификацию по принадлежности к эпохе, а не к территории, и на примере павильонов биеннале это прекрасно видно. Национальный павильон может нанимать куратора и выставлять художника другой страны: англичанин Лиам Гиллик был экспонентом Павильона Германии в 2009-м, албанец Анри Сала показывал свою инсталляцию в Павильоне Франции в 2013-м, а впервые участвующий в этом году Маврикий представляет в своем павильоне интернациональную сборную из полудюжины художников без привязки к самой стране. Время от времени заявляют о своем участии в качестве национального павильона непризнанные государства или части государств — Уэльс, Косово, — или, наоборот, несколько государств делают единый павильон, как, например, бывшие советские республики Средней Азии. Сама такая форма участия, как павильон, становится формой экспериментальной, экстерриторизируясь и виртуализируясь, то есть превращается сама по себе в способ высказывания, — а значит, в произведение искусства.

Накануне открытия 56-й Венецианской биеннале мы сделали обзор десяти самых необычных павильонов Международной художественной выставки.

Павильон интернета
В 2009 году Павильон интернета был официально включен в параллельную программу биеннале. В самом деле, территория интернета — та территория, на которой цивилизованный мир проживает уже едва ли не в больше степени, чем непосредственно на Земле, и все мы граждане этого государства — независимо от того, где живем, на каком языке говорим и какого цвета наши паспорта. К участию в биеннале Даниэль Бирнбаум, художественный директор Венецианской биеннале в тот год, и куратор Ян Аман тогда пригласили интернет-сообщество The Pirate Bay — и те устроили «Пиратское посольство» на набережной Венецианской лагуны, показав проекты более трех десятков сетевых художников со всего мира. Продолжал Павильон интернета участвовать и в последующих биеннале (правда, уже вне официальной программы), будет он и в этом году.

Фрагмент экспозиции Цыганского павильона на 52-й Венецианской биеннале в Палаццо Пизани с работой Даниэля Бейкера. 2007. Фото: Britta Frahm

Цыганский павильон
Цыгане никогда не имели собственной государственности, однако в 2007 году на 52-й Венецианской биеннале появился Цыганский павильон, раскинувшийся в Палаццо Пизани, представлявший художников-цыган. В 2009 году Цыганский павильон тоже готовился, но его участие было отменено администрацией биеннале в последний момент, и в знак протеста группа активистов организовала Вечный павильон (The Perpetual Pavilion), странствующий по всему миру, как и сам цыганский народ. Он отметился в нескольких странах от Финляндии до Сербии, а в Венеции заявил о себе протестной акцией «Открытка из Венеции» (Postcard from Venice) в разных национальных павильонах.

Фрагмент оформления Павильона Португалии на 55-й Венецианской биеннале. 2013. Фото: Luis Vasconcelos

Плавучий павильон
На 55-й Венецианской биеннале в 2013 году Португалию представляла Жуана Вашконселуш. Поскольку своего павильона у Португалии нет, художница и куратор Мигел Амаду решили создать его сами, причем сделать его плавучим. Проект Trafaria Praia, посвященный параллелям между Португалией и Италией и истории культурных, торговых и дипломатических связей между Лиссабоном и Венецией, представлял собой настоящий лиссабонский паром-касильеру (порт. cacilheiro) — столь же символичный для Лиссабона, сколь кораблики-вапоретто для Венеции. Он был пришвартован напротив Джардини, заполнен новыми инсталляциями Вашконселуш и ежедневно выполнял рейсы по лагуне, тем самым воплощая романтическую мечту об искусстве, полностью оторвавшемся от земли.

Павильон Украины на 49-й Венецианской биеннале. 2001. Фото: courtesy New Creative Association Fund

Павильон-палатка
В 2001 году Украина решила вопрос с организацией национального павильона в Венеции более чем просто. По предложению художника и одновременно куратора украинского участия в биеннале Валентина Раевского у забора Джардини поставили большую армейскую брезентовую палатку — чем не павильон? Внутри устроили диораму, изображавшую украинский пейзаж (от идиллических полей с подсолнухами и хатами-мазанками до дымящихся развалин Чернобыльской АЭС): Арсен Савадов и Олег Тистол отказались выставлять свои работы, вместо этого заказав диораму старым, еще советским мастерам-бутафорам.

Место на набережной Семи мучеников (Riva dei Setti Martiri), где предположительно разместится Павильон Украины на 56-й Венецианской биеннале. 2015. Источник: vogue.ua

Стеклянный павильон
В 2015-м же году Украина павильон строит: он расположится на набережной Венецианской лагуны, между зданием Арсенала и садами Джардини. В проекте «Надежда!» будут участвовать Никита Кадан, Николай Ридный, Жанна Кадырова, основанная во Львове «Открытая группа» и другие молодые украинские художники. Изюминка же заключается в архитектуре самого павильона: это будет временная конструкция, полностью прозрачная. Этакий стеклянный куб, символизирующий, с одной стороны, прозрачность и открытость Украины миру, с другой — предостережение: все более чем хрупко, и, живя в стеклянном доме, следует соблюдать осторожность.

Павильон Грузии на 55-й Венецинской биеннале. 2013. На первом плане перформанс группы «Бульон» «Религиозная аэробика». Фото: Gio Sumbadze

Лоджия камикадзе
Лоджиями камикадзе в Тбилиси называют самовольно пристроенные к домам балконы-«скворечники». Жители своими руками расширяют жилую площадь, делая выход прямо из окон в эти дополнительные шаткие пристройки, которые могут служить чем угодно — от летней спальни или холодильника до мастерской художника. В 2013 году именно такую паразитическую пристройку к одному из зданий на задворках Арсенала осуществила группа грузинских художников (во главе с небезызвестным теперь в России куратором Иоанной Варшей) — это и был национальный павильон Грузии, где выставлялись работы группы «Бульон», Теа Джорджадзе, Николоза Лутидзе, Гелы Паташури и других.

Папский павильон
Пока кое-где духовенство только и ищет, как бы еще оскорбиться современной культурой, в Венеции мы наблюдаем противоположный вектор. На Венецианской биеннале — той самой Венецианской биеннале, где в 2001 году была выставлена статуя папы Иоанна Павла II, придавленного метеоритом, авторства Маурицио Каттелана, — в 2013 году впервые открылся Павильон Святого Престола. Его комиссар, кардинал Джанфранко Равазис, выбрал для первой выставки название «В начале» (In Principio). Совместно с куратором выставки, директором Музеев Ватикана Антонио Паолуччи, они выделили три темы экспозиции — «Сотворение», «Разрушение» и «Воссоздание», основанные на внимательном изучении ими Книги Бытия. К участию в проекте были приглашены чешский фотограф Йосеф Коуделка, американский живописец Лоуренс Кэрролл и итальянская группа Studio Azzurro, подготовившая интерактивное видео. Присутствие на биеннале Святого Престола вызвало неслабую полемику в прессе и блогах: мол, пристало ли католической церкви тратить бюджет на светское событие, где, к тому же, рядом — в Основном проекте биеннале, выставке «Энциклопедический дворец» Массимилиано Джони, — были показаны карты таро авторства сатаниста Алистера Кроули? Хотя, на наш взгляд, такие инициативы можно только приветствовать.

Вид инсталляции i-citi в Павильоне России на XIII Архитектурной биеннале. 2012. Фото: © Nico Saieh

Павильон для смартфонов
Еще, кстати, насчет интернета и прочих технологий. Передовые экспозиционеры уже поняли, что современный зритель на любой выставке чаще смотрит в экран смартфона, чем на собственно экспозицию, и цифровая реальность для него «реальнее» окружающего пространства. В 2012 году (но не на художественной, а на архитектурной биеннале) Павильон России был отдан технологиям. Вместо того чтобы представлять макеты, проектную документацию и видеопрезентации, кураторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов встроили внутрь верхнего этажа щусевской постройки «пантеон» — пустое полусферическое пространство, стены которого полностью, от основания до вершины, были покрыты QR-кодами. Больше на этом этаже не было ничего, экспозиция была полностью виртуальной: зритель считывал код при помощи планшета, который можно было взять при входе, и уже на экране устройства возникала презентация того или иного архитектурного проекта. Высокотехнологичное решение получило Специальное упоминание жюри — одну из премий биеннале, чего с российскими участниками не случалось уже давно.

Афиши выставок группы Parazzzit, посвященных различным Венецианским биеннале. 2009. Источник: parazzzit.spb.ru

Павильон-паразит
Вот вы не знали, а скромная петербургская арт-группа Parazzzit уже принимала участие в целых трех Венецианских биеннале, могла бы участвовать и еще, но ей стало лень. Хотя участвовала она в них, не выходя из дома. Parazzzit’ы, константой творчества которых является ерничание над собственной непризнанностью и невстроенностью в мировой художественный процесс, прекрасно понимали, что ни на какую Венецианскую биеннале их никогда не пригласят, но что мешает самим объявить свою выставку павильоном? Ну и что, что выставка не в Венеции, а в питерской галерее «Борей». Так были сделаны проекты, объявленные павильонами 49-й (тема «Плато человечества»), 51-й (темы «Опыт искусства» и «Всегда немного дальше») и 53-й (тема «Создавая миры») биеннале. Все честь по чести, с упоминанием имен кураторов Харальда Зеемана, Розы Мартинес, Марии де Корраль и Даниэля Бирнбаума соответственно. Те, впрочем, не узнали, что в полуподвальной галерее на углу Литейного и Невского проспектов был еще один венецианский павильон.

«Сумки, выпущенные ограниченным тиражом, которые будут распространятся в Павильоне ИГИЛ💧 . Фото: courtesy Павильон ИГИЛ»💧 . 2015. Источник: hyperallergic.com

Павильон ИГИЛ💧
Обнародованная сайтом Hyperallergic новость мгновенно разлетелась по блогам: на Венецианской биеннале свой павильон представит ИГИЛ💧 ! Да-да, то самое террористическое Исламское государство💧 , которое к искусству, как классическому, так и современному, относится вроде бы однозначно: уничтожает невзирая на возраст и художественную и историческую ценность. Пошли подробности: павильон будет плавучим и разместится на корабле; программа будет радикальной: любой желающий сможет принести на борт произведения искусства (свои или других авторов), где исламисты их уничтожат, а принесшему в подарок запишут процесс уничтожения на видео. Куратором будет Талаат аль-Дулайми, сын лидера ИГИЛ💧 Абу Бакра аль-Багдади. Он, мол, уже объяснил журналистам, что все действия ИГИЛ💧 на Ближнем Востоке можно рассматривать как большой перформанс, так чего бы не выставить их на биеннале! Впрочем, мировая художественная общественность быстро обратила внимание на дату публикации сенсационной новости: 1 апреля 2015 года. Розыгрыш.

Публикации

Читайте также


Rambler's Top100
Внимание
АРТГИД
18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
АРТГИД
18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, покиньте сайт.