Выставки недели в Москве: выбор «Артгида». Май 2024

В майской Москве: флуоресцентный футбол, еврейский авангард и бич сатиры. О том, что еще можно увидеть на столичных выставках, читайте в нашей подборке.

Неизвестный художник. Сборы на бал в купеческом доме. Середина XIX века. Холст, масло. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Бич сатиры. Сатира в изобразительном искусстве России XIX века
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Графическая сатира, пришедшая в Россию в эпоху Петра Великого, является важным этапом развития русской смеховой культуры. Название выставки «Бич сатиры» в Музее Тропинина заимствовано из меткого высказывания Александра Пушкина: «Куда не досягает меч законов, туда достает бич сатиры». Перефразируя Пушкина, можно продолжить: куда не досягал бич сатиры русских классиков, туда бил бич сатиры изобразительного искусства. Одним из главных источников ее вдохновения стал народный лубок, визуальный язык которого отличался простотой и понятностью для малограмотного населения.

Организаторы выставки, где представлена не только графика, но и живопись, и предметы декоративно-прикладного искусства из собрания музея, решили сосредоточиться на богатом остроумии художников и многообразии тем, над которыми они смеялись. В результате получился своего рода калейдоскоп смеха, раскладывающий его на множество самых разных оттенков. Выставка позволяет не только составить представление о юморе людей XIX века, но и посмеяться вместе с ними. «Бич сатиры» оборачивается своего рода машиной времени, работающей на топливе смеха. Наконец, не стоит забывать и о том, что без лубка и графической сатиры у нас навряд ли появились бы мемы.

[Подробнее]

Эль Лисицкий. Новый (Neuer). Лист №10 из папки «Фигурины» (Figurinen-mappe). 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем» (текст А.Е. Крученых, музыка М.В. Матюшина). Бумага, цветная литография. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие
Еврейский музей и центр толерантности

Выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» — не только главный весенний проект Еврейского музея и центра толерантности, но и важный этап в формировании канона еврейского модернизма. После Февральской революции Временное правительство отменило черту оседлости для евреев, наконец предоставив еврейским художникам и писателям возможность жить в Москве и Петрограде, где они сыграли важнейшую роль в развитии советского авангарда. Выставка предлагает не только проследить эволюцию еврейского авангарда в Советской России, но и взглянуть на него вне интернационального проекта. Соответствующая оптика выделяет и подчеркивает как процесс адаптации еврейского народного искусства к свойственным авангарду беспредметности и абстрактности, так и стратегии использования и приспособления этих модернистских открытий к собственной практике художников в создании «нового еврейского искусства».

Зрителей ждут цикл Марка Шагала «Введение в еврейский театр», кубистические композиции Александра Лабаса, цветодинамические конструкции Александра Тышлера, аналитические скульптуры Иосифа Чайкова, проуны Эль Лисицкого, а также реконструкция выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой были показаны произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Всего в экспозицию вошло более ста живописных и графических работ из музейных и частных собраний.

[Подробнее]

Владимир Вейсберг. Апельсины в черных бумажках на черном столе. 1961. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Живопись Владимира Вейсберга — советского художника послевоенного поколения, а также тонкого и глубокого теоретика искусства — будто одновременно принадлежит и официальной, и неподцензурной истории советского искусства, но вместе с тем ни в одну из них не вписывается. Развитию его творческого метода посвящена ретроспектива «От цвета к свету». Она состоит из семи разделов, выстроенных в хронологическом порядке и позволяющих проследить становление художника от «цветного» периода 50-х годов к «невидимой живописи» (которую часто называют «белое на белом»). Отдельный зал, представляющий «лабораторию» Вейсберга, который долго следовал жесткому распорядку дня, разделенному между живописью и рисунком, посвящен дематериализации формы в графике.

Экспозиция объединила работы из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковской галереи, Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника и частных собраний. В ее основу легла фундаментальная монография «От цвета к свету» недавно ушедшей из жизни Анны Чудецкой, исследовательницы и хранительницы Фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; она же стала одной из ключевых фигур выставки. В этом двойном посвящении особую важность обретает и пространство Пушкинского музея — не только для Чудецкой, но и для Вейсберга, который в 1955 году устроился сюда разнорабочим ради возможности часами изучать живопись импрессионистов и Сезанна.

Сам художник говорил: «Если бы зрение было совершенным, мы бы не различали больше предметов, мы не видели бы ничего, кроме гармонии». Именно опыт движения к гармонии, запечатленной в свете, и отражен в экспозиции.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Алексей Каллима. Теорема дождя» в Мультимедиа Арт Музее, Москва. 2024. Источник: mos.ru

Алексей Каллима. Теорема дождя
Мультимедиа Арт Музей, Москва

Мультимедиа Арт Музей, Москва празднует долгожданное открытие после капитального ремонта проведением сразу восьми выставок. Сейчас в МАММ можно увидеть более ста работ юбиляра Эрика Булатова, почтить память фотографа Юрия Рыбчинского, проследить эволюцию российской моды с 1860-х по 1910-е годы, исследовать спорт через призму фотографии с ХХ века до наших дней, ознакомиться с визуальным исследованием проблемы изменения климата, а также оказаться в инсталляции Алексея Каллимы «Теорема дождя» с 53-й Венецианской биеннале. Инсталляция представляет собой комнату со сплошной сорокаметровой фреской, написанной флуоресцентными красками и изображающей трибуну бушующего стадиона. Входя в зал, зритель погружается в рев болельщиков и оказывается в центре ликующей толпы, залитой ультрафиолетовым светом. Вдруг все отключается, и посетитель оказывается в пустой белой комнате. В сплетение живописи, света и звука внезапно вступает мгновение.

[Подробнее]

Александр Тышлер. Портрет Анастасии Степановны Тышлер. 1926. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Courtesy Музей Москвы

Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х
Музей Москвы

Новый проект Музея Москвы посвящен эволюции образов «новой», раннесоветской горожанки и многообразию ее жизни. Он готовился почти полтора года и стал синтезом исследовательских интересов кураторов — искусствоведа Надежды Плунгян, специалистки по живописи 1930–1940-х годов (и автора книги «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, “бывшая” и другие в искусстве 1917–1939 годов») и историка советского текстиля и моды Ксении Гусевой. Благодаря архитектору выставки Анне Румянцевой экспозиция превратилась в пространство для дрейфа по советской столице, увиденной через призму «новой женщины» того времени. «Парадная» часть выставки выстраивается в городские пространства — улицы, проспекты и площади, размечающие жизнь женщины социальными ролями работницы, революционерки, актрисы, летчицы, парашютистки, нэпманши, метростроевки, художницы, пролетарской писательницы, стахановки. Вторую частью экспозиции составили личные пространства девяти героинь того времени — квартиры с реальными адресами, позволяющие взглянуть на столицу глазами, например, Веры Мухиной или Любови Орловой. В экспозицию вошло около 2000 произведений: живопись, скульптура, графика, плакаты, монументальные панно и ткани.

[Подробнее]

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100